Советы писателям от Умберто Эко🖋
(в переводе Михаила Визеля)
— Избегай аллитераций, даже если они соблазняют близоруких болванов.
— Расставляй, запятые, где, следует.
— Нельзя сказать, чтобы сослагательное наклонение было бы совсем запрещено: наоборот, его представляется необходимым использовать, когда следует.
— Избегай устойчивых выражений: это осетрина второй свежести.
— Не употребляй коммерческие сокращения & аббревиатуры и проч.
— Запомни (хорошенько), что скобки (даже если они кажутся необходимыми) прерывают нить повествования.
— Постарайся не заработать несварения… от злоупотребления многоточиями.
— Как можно реже пользуйся кавычками: не пиши «конец».
— Никогда не обобщай.
— Иностранные слова — это на самом деле моветон.
— Будь скуп на цитаты. Недаром же Эмерсон говорил: «Ненавижу цитаты. Говори лишь то, что сам знаешь».
— Сравнения — те же общие фразы.
— Не будь избыточен; не повторяй дважды одно и то же; повторять — это расточительство (под избыточностью понимаются бесполезные объяснения того, что читатель уже и так понял).
— Всегда будь более-менее определен.
— Литота — самое выдающееся из выразительных средств.
— Не пиши фраз, состоящих из одного слова. Нехорошо.
— Следи, чтобы метафоры не оказались слишком рискованными: они как пух на змеиных чешуйках.
— Если не можешь подобрать нужного выражения на литературном языке — это еще не повод прибегать к просторечью: хрен редьки не слаще.
— Не пользуйся непродуманными метафорами, даже если они кажутся тебе сильными: они подобны лебедю, сошедшему с рельсов.
— Так ли нужны риторические вопросы?
— Будь лаконичен, старайся уместить свои мысли в как можно меньшем количестве слов, избегая при этом длинных фраз — или членения их на обособленные обороты, которые неизбежно отвлекут невнимательного читателя, — чтобы твой рассказ не участвовал в том умножении информационного шума, который, безусловно (в частности, когда он набит бесполезными или, во всяком случае, необязательными уточнениями), представляет собой одну из трагедий нашего времени, находящегося под властью массмедиа.
— Не будь напыщенным! Экономь восклицательные знаки!
— Прямо, без парафраз, указывай авторов и персонажей, о которых говоришь. Именно так поступал великий тосканский поэт XIV века, создатель «Божественной комедии».
— Бессмысленно напоминать, как утомительны умолчания.
— Не пиши «мы», когда говоришь от своего лица. По нашему мнению, эта ужимка просто нелепа.
— Не нужно быть многословным, но не нужно также говорить меньше того, что.
— Законченная фраза — это